Фамилии

Наш старшина иногда резвился. Выстроит роту после обеденного перерыва и объявляет   наряд на работы.

— Люберанский, Воеводский, Балакирский, Сапунжийский — на уборку в склад ГСМ, старший с вами — сержант Брамирский.

Так, со складом ясно. Конаков, Зятьков, Русаков, Чесноков — на разгрузку угля в котельную. Старший — сержант Прутков.

Воронин, Баландин, Щукин, останетесь здесь мыть чайники после киселя. Хватит с вас и ефрейтора Кузьмина.

Всем остальным обладателям разнокалиберных фамилий доставалась другая необходимая работа.

Часть наша была небольшая — три роты и спецвзвод. Вместе с командованием человек сотен около четырех, но там был настоящий интернационал, служили солдаты из всех республик, татары, башкиры и даже один якут. Не припомню только прибалтов, русские составляли примерно половину от всего состава.

Стоит сказать,что в то время, середину шестидесятых, вопрос о дедовщине практически отсутствовал. Мы просто не знали, что это такое. В армии я служил три с небольшим года и  мои друзья, соседи, родственники и одноклассники, служившие в разных уголках огромного государства и за границей, были того же мнения. Случались, конечно, конфликты и даже дикие выходки, но они были единичны, не становились системой, как впоследствии. Были беззлобные шутки, а издевки случались, когда парень был совсем уж тупой.

Я обращал  внимание на фамилии. Среди нас было  не так уж мало грузин. Служили со мной Херхеулидзе, Гоголадзе, Чартишвили, Сакартвели, Нодия, Качарава, другие с похожими окончаниями, почти все виды. У армян в этом отношении скупо — Мурадян, Овсепян, одно лишь окончание.

У украинцев среди обычных Горобец, Никуленко, Ткачук были странные-таки фамилии, Мороз, Ветер, Сокол, а позже объявился Козел. — Первый слог ударение, — говорил он, но, понятное дело, его никто так не называл — все Козёл да Козёл. Парень к этому отнесся философски даже командиры так к нему обращались, и дурной смысл отсутствовал совершенно. Придуркам же из других частей, с которыми приходилось сталкиваться на учениях, соревнованиях, других моментах, на которые щедра армейская служба, сразу жестко давали понять неуместность насмешек и поддразниваний и понимание происходило в первые же секунды.

Был молдаванин Огородник, киргиз Жевьекежев, грузин Джеджелава с двумя «дже», мне казалось, что хватило бы и одного. Гораздо позже мне пришлось работать с украинцем, у которого была  фамилия  Переперенко, у которой так же без особого ущерба можно было бы убрать первые два слога.

В нашей же части служили майор Солдатов и солдат Майоров. И всего три фамилии на букву  «З», майор Зареченский, служил при штабе, ефрейтор Заварзин и я,рядовой Зятьков.

Еще немного о фамилиях. Мы привыкли и знаем, что в языке, возьмем любой словарь, каждое слово имеет свой смысл, а некоторые  -даже несколько. Посмотрим фамилии. На любую букву есть фамилии весьма занятные. Возьмем, к примеру, букву Ч. Есть фамилии Чернов, Чистяков, Четверухин. Они просты и понятны, производны от известных слов. Но есть и другие — Чебышев, Ческидов, Черменин, Чикулаев, Чонкин, Чевычелов, Чукарин, много других. От каких же слов они произошли? Возможно, корни этих слов имели когда-то смысл, ныне утраченный. Вот фамилия — Чивилихин. Может, и в самом деле была или существует какая-нибудь чивилиха. Примеры для других букв — Амлин, Бакустин, Вокарев, Ганьшин, Дорохов, Елфимов, Жебелев, Зюганов и так и далее…

Также в русском языке нет слов, оканчивающихся на их или ых. На память приходит слово, почти не употребляемое сейчас — жмых. А фамилий таких достаточно — Мелких, Непомнящих, Молодых, Седых, Рыжих, Косых и др.

В Москве как-то провели расследование – какая же фамилия самая многочисленная? На тот момент это оказались не Ивановы, как можно было бы предположить, а Смирновы. Фамилия Кузнецов тоже одна из самых популярных. Если к ней прибавить фамилии, имеющие то же значение – Ковалев, и немалое число производных от этого – Коваль, Ковальчук, Ковальский, Ковалишин, Коваленко и т.п., то,без сомнения, число жителей, имеющих все эти фамилии, будет наибольшим.

Но ведь не менее интересным встает вопрос – а какая же в таком случае фамилия самая редкая? Нашлась и такая фамилия, и что самое интересное – во всем огромном городе лишь одна семья носила такую фамилию — Односторонних.

Любопытно так же, что фамилия Сидоров, которую так же считали одной из самых популярных, в Москве по численности уступала на то время даже не нашей фамилии – Майер.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *