Три катаклизма

Интересно порассуждать, откуда же все пошло, и как мы дошли до жизни такой со своей, обывательской стороны. Ну вот я, например, что могу об этом сказать?

Людям, человечеству присуща тяга к знаниям, изучению неизвестного, непонятного. На нашей памяти, в наше время, люди пожившие замечают известный прогресс, происшедший за время их многолетней, а по космическим меркам, сверхкороткой жизни. Есть люди, помнящие, к примеру, граммофоны и дожившие до эпохи освоения космоса и компьютеров.

Прогресс этот практически был незаметен две тысячи лет назад, едва ощущался в средневековье, а в последние несколько десятков лет он стремителен и неудержим. Предшествуют этому три катаклизма. Можно употребить это слово без эпитетов — грандиозный, потрясающий и т.п.

Есть вера  в божественное происхождение всего сущего. Напрочь отвергать такое положение не следует. Надо с величайшим уважением и тактом относиться к таким вопросам. Все великие религии проповедуют заповеди справедливые и доброжелательные и много можно об этом сказать. Но и науку, ее достижения, зримые и действующие, все мы видим и пользуемся ими.

И знаем мы, что прогресс развивался постепенно и не было когда-то ни компьютеров, ни граммофонов, ни даже каменных топоров, лежащих в музеях всего мира. Определился подход к трем катаклизмам, о которых я хочу сказать.

Первого, возможно, вообще не было. Как образовалась вселенная, что было и как, не может представить себе человек. Можно согласиться с таким утверждением и здравый смысл говорит, что скорее всего это так — вселенная никогда не имела начала и никогда не будет иметь конца. Она существовала и будет существовать  всегда. А вот все существующее в ней будет  возникать и исчезать, от мельчайших пылинок на земле и в космосе до гигантских сверхгалактик. Это явление времени. Так же обстоит дело и с пространством, всеми линейными характеристиками. Сколько времени ни передвигайся в каком угодно направлении и с какой угодно скоростью — никогда во вселенной не достигнешь никакого конца. Представить себе — летишь, летишь и вдруг во что-то уперся. Но ведь это что-то из чего-то состоит, где-то расположено. И наверно, не хватает у человека извилин в мозгу, чтобы полно все это как-то уразуметь. А тут еще вопрос о возможности многомерности пространства…

А что бесконечность существует хотя бы умозрительно – тому доказательство — наш математический числовой ряд. Ведь ему на самом деле нет конца – один, два,три,  тысяча, миллион, миллиард и далее бесчисленное количество подобных названий.

Теперь о втором катаклизме. Тут масштабы ограничиваются нашей родной планетой. Конечно, она когда-то возникла. И так же с уважением и пониманием следует отнестись к версии о ее божественном происхождении. Ясно, что это возникло не на пустом месте. И что наука говорит, ведь мы связаны с ней, во всяком случае, не менее тесно.

Мне не приходилось читать подробных научных гипотез о ее происхождении, а все какие то общие выводы. Если Солнце, существующее гораздо дольше, захватило в своем движении по орбите малую толику космической пыли, образовался расплавленный сгусток звездного вещества, рассыпавшийся на более мелкие обломки, образующих ныне пояс планет и астероидов разной величины и массы, каждая из которых двигалась по своей образовавшейся орбите. Но возьмем капельку, впоследствии названную Землей. Долго носилась она в космосе, постепенно окутываясь первоначальной атмосферой из захватываемых по пути межзвездных газов. Газы эти реагировали между собой и раскаленной поверхностью ставшего шарообразным сгустка материи, образовывалась вода или похожая на нее жидкость.

Любопытно было бы посмотреть со стороны, перелетая через тысячелетия, как через секунды, на то, что тогда происходило. Вода могла существовать только в виде пара, и пары эти находились в верхних слоях тогдашней атмосферы. Грозовые разряды круговой сферой окружали раскаленный шар.

По мере остывания этого тела вверху начали образовываться капли и струи, не достигавшие поверхности, испарявшиеся на подлете к ней. Но вот наконец первобытный дождь достиг поверхности, образовались первые устойчивые лужи. С этого момента процесс остывания, а потом затвердевания первичной коры шел быстрее и быстрее. Уменьшилось число молний, беспрерывно сверкавших  все это время и ослаб гром, возможно, уже слышный.

Много еще процессов прошло, возникновение гор, океанов, устойчивой атмосферы и т.п. Процессы эти происходят до сих пор, это значит, что наша планета Земля относительно молода, до сих пор сотни вулканов в разных  местах извергают лаву, возникают такие тяжелые явления, катастрофы, как цунами. Это значит, что на дне океана, глубже, сместились литосферные плиты планеты и всколыхнули миллиарды, триллионы тонн воды, создавая волны, не один раз огибающие  земной шар. А уж про землетрясения  более-менее  наслышан каждый. С каждым миллионом  лет  планета будет спокойнее, есть и сейчас регионы, где это если и заметно, то очень слабо. Но все-таки в основном это уже среда, готовая к третьему катаклизму.

Катаклизм этот — возникновение жизни. Тут уже существует несколько теорий, доступных любопытному уму. Но если согласиться с самозарождением жизни в определенных условиях, то все последующее выглядит достаточно убедительно. Первичный бульон, комочки слизи, пульсирующие, а затем делящиеся. Жара, радиация, неизвестные излучения, и что-то, и что-то и возможно, еще что-то. И все это в жидкости, в воде, в первичном океане, в постоянстве и устойчивости. Постоянное усложнение субстанции, возникновение одноклеточных организмов, вначале растительных, а впоследствии и животных. Моллюски, рыбы, двоякодышащие, по суше ползают первые существа. Это время ближе к нашему и тут можно говорить о фактах, предположениях и доказательствах. Эволюция, развитие видов усложнялось, появились рептилии,птицы,млекопитающие.

И вот явление наиболее важное и значительное. Оно растянуто во времени, но не так, как предшествующие катаклизмы, по сравнению с ними это просто миг. Возникновение и развитие вида «гомо сапиенс». Где, когда и у кого появилась искорка разума, осознание и распознавание всего окружающего, приспособление и изменение самой близкой среды, того, с чем сталкиваешься ежеминутно и зависишь постоянно.

Занесение разума извне, нельзя ведь категорически утверждать, что такое невозможно. Но это толкование одно из самых простых, легких, примитивных даже. И какое тут возможно развитие? Здесь, пожалуй, дополняющее толкование в том, что количество перерастает в качество, и сочетание самых немыслимых условий.

Из обрывков сведений, прочитанных, услышанных и увиденных на экране составляется такая картина. Предки нынешних людей, еще не обладающих разумом, жили в Африке, Центральной и Южной Азии и на европейских равнинах, где климат в ту пору был вполне благодатен.

Полностью доказано — наступал с севера ледник, условия существования становились все более суровыми, пралюди собирались в орды и поскольку  не  стало кормивших  их прежде плодов, ягод, орехов, кореньев и чего там еще ввиду отступления на юг питательной флоры они, эти пралюди, начали охотиться на животных. Мозг был уже неплохо развит для того  времени, приматы, сумевшие добраться   до теплых краев, вели образ жизни довольно-таки примитивный. Райская погода позволяла им вести такую жизнь. Изобилие плодов, тепло, наличие множества мелких насекомых, на берегу ракушки, улитки и что там еще — сплошное «Баунти». А вот обитателям северных и средних широт приходилось несладко.

Суровая жизнь, требовавшая огромных усилий, напряжения и как следствие этого — памяти и смекалки и привела к тому, что перволюди стали жить совместно, строить норы и землянки, а где возможно, использовать естественные укрытия и пещеры.Так как с прежним собирательством в основном было покончено, переход на мясную пищу еще более активизировал работу мозга.

Первое мышление было замедленным и примитивным. Если тогдашний троглодит или неандерталец умел найти камень и пользоваться им, ударяя и убивая добычу, то надо думать, немало прошло поколений, пока следующий троглодит расколол этот камень другим и получил острую  кромку. Чтобы привязать камень к палке сухожилиями убитых  животных или гибкой веткой, потребовалось уже чуть меньше времени, а мозги  зашевелились побыстрее, пусть даже совсем ненамного. И процесс этот стал необратим.

Вид  «гомо сапиенс»  так  и остался  единственным. И  сейчас  существуют  племена  и народности, чей уровень быта и цивилизации весьма невысок, это австралийские туземцы, обитатели африканских джунглей, племена, которые до сих пор находят в дельте Амазонки во всяком случае, заметка о последнем таком событии встречалась мне осенью 2008 года, и, возможно,жители американских резерваций. Но все равно это люди, обладающие речью, изготовляющие оружие и жилье, соблюдающие обряды и т.п. Вершины же достижений нынешней цивилизации известны всем остальным.

При всей своей смышлености и способности к обучению слоны, обезьяны, собаки, другие твари и существа, считающиеся наиболее понятливыми, не смогут стать вровень с человеком. Возьмем пчел или муравьев с их великолепной организацией. Каждый муравей или пчела заняты своими, присущими только им занятиями или функциями, которые выполняют безупречно. Но они всегда останутся на этом уровне и даже через тысячу, десять,сто тысяч лет и долее не будет такого, чтобы однажды после работы усталая пчела прилетела в улей, заползла на пчелиный диван, развернула пчелиную газету и нацепив на свой хоботок миниатюрные очки, с неудовольствием  прожужжала на  своем пчелином языке: «Ах эти люди, увезли соседних пчел опылять марсианские яблони, и нелегко им там приходится».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *