Канализация

Служба в нашей части заключалась в том, что мы на учениях контролировали учебные пуски ракет. Кроме того, обновляли сомнительные участки карты, рассчитывали территории под полигоны, при каком-либо строительстве проводили землемерные работы. Однажды  нашему  отделению потребовалось разместить угломерный инструмент,теодолит, на вершине одного холма,оттуда наиболее удобно было провести свои наблюдения. Глядя на карту, можно было представить холм в виде почти идеального тупого конуса. Есть в Японии гора Фудзияма, ее конические формы почти безупречны, только конус там острый, а тут тупее в несколько раз. Наша  команда в составе  лейтенанта, шофера, первого номера расчета, которым являлся я и еще двух солдат, подъехала к месту, которое мы полчаса назад рассматривали на карте. Вершина холма возвышалась над прилегающей равнинной местностью метров на шестьдесят-семьдесят, а переходил он в плоскость километра через полтора.

Еще только мы подъезжали к этому заметно выраженному холму, явственно донесся запах отхожего места. Всю поверхность холма, исключая нужную нам самую вершину, занимали ровно расположенные грядки домов. Вдоль каждой улицы сверху вниз были вырыты канавы, а в них уложены деревянные желоба с крышкой. Из каждого дома в эту канаву был сток в такую вот наружную канализацию. В одном месте эти желоба сводились близко друг от друга и  содержимое  стекало в выкопанный  резервуар, оттуда их забирали на удобрения.

Приходилось уже слышать, что  подобное кое-где существует, и вот здесь мы воочию столкнулись с таким  средневековым  устройством. Местных жителей такое нисколько не смущало, за несколько веков они привыкли.

Наша машина, видавшая виды ветеран дорог Газ-51, остановилась у приметного дома с флагом над воротами. Оттуда вышел мужчина средних лет, он и оказался старостой этой деревни. Он знал очень мало русских слов, но выговаривал их совсем по-русски, без акцента. Пришлось мне применить свои скромные познания. Я объяснил ему, что нам надо пол-часа, час самое большое поработать здесь на вершине, а лейтенант показал ему какую-то справку с гербом и печатью, по которой нам в таких и похожих случаях местной администрации полагалось содействовать. Посмотрев справку, мужчина потерял к нам интерес, махнул рукой в сторону верхушки и произнес: — «Давай, давай».

Ветеран-автомобиль вознес нас на вершину, там мы установили свой инструмент над репером, имевшимся там и отработали углы по нескольким заметным ориентирам. Репер –это закрепленная заметная точка на местности с определенными с большой точностью географическими координатами.

Пока работали, к нам подошло несколько любопытных пареньков, один из них, повзрослее на вид, прочитал какое-то четверостишие, которое он выучил на уроке русского языка. Я попытался с ним разговаривать, он понимал меня лучше,чем я его. Ему очень хотелось мне что-то объяснить, он взял у меня карандаш и бумагу и нарисовал несколько загадочных латинских букв. Я догадался,что это римские цифры и это год основания этой деревни,точный год не помню, но что XVI век — это да.

Как он показывал руками и что-то говорил, я понял, что и тогда существовала такая канализация, и жители этой деревни намного опережали тогда соседей, жителей окрестных деревень в таком достижении цивилизации.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *